Логопеды в игровой форме на регулярных групповых и индивидуальных занятиях учат детей правильно и четко говорить, слушать и слышать окружающих людей, помогают использовать речевые средства по ситуации, чтобы в дальнейшем выстраивать коммуникацию в обществе.
В нашем детском саду широко развита сеть логопедической помощи. Работа учителей-логопедов в детском саду организована таким образом, что осуществляется сопровождение детей на всех возрастных этапах. Все воспитанники включены в работу.
В начале учебного года проводится входная диагностика речевого развития детей всех групп.
Согласно перспективному планированию работы логопеды проводят групповые и индивидуальные занятия с детьми.
На индивидуальные логопедические занятия зачисляются дети, имеющие дефекты звукопроизношения, дети с общим недоразвитием речи, а также воспитанники группы раннего возраста и младшей группы, которым необходим запуск речи, то есть дети с задержкой речевого развития.
Учитель-логопед проводит занятия 2-3 раза в неделю в зависимости от потребностей ребенка. Продолжительность занятия в среднем - 25 мин.
Содержание индивидуальных коррекционных занятий включает в себя следующие направления работы:
Для детей раннего и младшего дошкольного возраста:
— развитие артикуляционной и пальчиковой моторики;
— формирование правильного речевого дыхания;
— работа над различением неречевых звуков; развитие слухового внимания и фонематического слуха;
— развитие координации речи и движения (логоритмика);
— уточнение, расширение и активизации пассивного и активного словаря;
— развитие сенсорных эталонов;
— формирование мелкой моторики и элементарных графических навыков; развитие мышления, внимания, памяти.
Для детей среднего и старшего дошкольного возраста:
— развитие лексико-грамматического строя речи; слоговой структуры; связной речи;
— проведение артикуляционной гимнастики и при необходимости – логопедического массажа; формирование правильного речевого дыхания;
— развитие фонематической базы: развитие слухового внимания, фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза;
— постановка звуков; автоматизация и введение их в спонтанную речь;
— развитие основных психических процессов, обогащение знаний детей об окружающем мире.
В конце учебного года осуществляется итоговая диагностика речевого развития каждого ребенка, которая дает возможность оценить результативность работы и наметить дальнейший план работы с ним.