Рабочая программа «Логоритмика для малышей» музыкальная коррекция речи, дыхательная гимнастика для детей младшего возраста разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, с учетом основной образовательной программы некоммерческого дошкольного образовательного учреждения «Детский сад САМСОН», закона об образовании РФ.
Своевременное овладение правильной, чистой речью способствуют формированию у ребёнка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативных качеств. Речь — не врождённая способность, она формируется постепенно. У многих детей этот процесс задерживается в силу разных причин. Сами собой дефекты звукопроизношения не исправляются. Но при благоприятных условиях обучения дети способны к самокоррекции. Занятия физической культурой и музыкальные занятия не решают всех задач по развитию крупной моторики и речи детей. Наиболее эффективное средство развития психической и моторной сфер — занятия логопедической ритмикой т. е. музыкальная коррекция речи, которая базируется на взаимосвязи речи, музыки и движений.
Актуальность: Система подачи программных задач, методов, средств по знакомству детей с логоритмикой отработана с учетом возрастных особенностей и методических требований в непосредственно образовательной деятельности. В занятия кружка включены элементы, имеющие оздоровительную направленность (общеразвивающие упражнения, упражнения для профилактики плоскостопия, работа над певческим дыханием и развитием певческого голоса, простейшие приемы массажа, гимнастики для глаз). В занятия включены пальчиковые музыкально — речевые игры, пальчиковые игры. Каждое занятие кружка по логортмике
включает в себя упражнения на релаксацию под музыку, (помогающие детям снять напряжение, нервную нагрузку), чистоговорки, речевые или музыкальные игры, упражнения на развитие чувства ритма или внимания.
Цель: преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.
Задачи:
1.Развивать фонематическое восприятие и фонематические представления.
2.Развивать артикуляционный аппарат.
3.Развивать слуховое внимание и память.
4.Вырабатывать четкость координированных движений во взаимосвязи с речью.
5.Развивать мелодико — интонационные и просодические компоненты, творческую фантазию и воображение.
6.Укреплять костно — мышечный аппарат.
7.Развивать дыхание, моторные, сенсорные функции, воспитывать чувство равновесия, правильной осанки, походки, грации движения.
8.Развивать речь, чувства ритма, способность ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность.
9. Развивать коммуникативные способности.
Рабочая программа занятий «Логоритмика для малышей» составлена на основе исследований педагогов В. Н. Шацкой, М. И. Фомичевой, Г. А. Волковой, В. А. Гринер, а также на основе авторской программы по логоритмике М. Ю Картушиной с учетом межпредменых связей по областям:
1.Познание — наблюдения, беседы, игры.
2.Социализация — музыкально — дидактические, сюжетно — ролевые игры.
3.Художественная литература — произведения познавательной направленности (стихи, потешки, прибаутки, частушки, тексты песен).
4. Музыка — музыкальные произведения, песни, музыка для упражнений, игр в соответствии с тематикой занятия.
5. Физическая культура — подвижные игры, развлечения, досуги, упражнения для профилактики плоскостопия.
6.Коммуникация — овладение способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, разучиваются коммуникативные игры.
В основу рабочей программы заложен принцип комплексной коррекции психических процессов, развития органов голосового и речевого аппарата у детей. Процесс развития у дошкольников логоритмических движений построен на комплексе музыкально-двигательных, речедвигательных и музыкально-речевых игр и упражнений, в ходе которых и осуществляется коррекция речи.