Музыкальная коррекция речи, дыхательная гимнастика
Рабочая программа «Логоритмика для малышей» музыкальная коррекция речи, дыхательная гимнастика для детей младшего возраста разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, с учетом основной образовательной программы некоммерческого дошкольного образовательного учреждения «Детский сад САМСОН», закона об образовании РФ.
Своевременное овладение правильной, чистой речью способствуют формированию у ребёнка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативных качеств. Речь — не врождённая способность, она формируется постепенно. У многих детей этот процесс задерживается в силу разных причин. Сами собой дефекты звукопроизношения не исправляются. Но при благоприятных условиях обучения дети способны к самокоррекции. Занятия физической культурой и музыкальные занятия не решают всех задач по развитию крупной моторики и речи детей. Наиболее эффективное средство развития психической и моторной сфер — занятия логопедической ритмикой т. е. музыкальная коррекция речи, которая базируется на взаимосвязи речи, музыки и движений.

Актуальность: Система подачи программных задач, методов, средств по знакомству детей с логоритмикой отработана с учетом возрастных особенностей и методических требований в непосредственно образовательной деятельности. В занятия кружка включены элементы, имеющие оздоровительную направленность (общеразвивающие упражнения, упражнения для профилактики плоскостопия, работа над певческим дыханием и развитием певческого голоса, простейшие приемы массажа, гимнастики для глаз). В занятия включены пальчиковые музыкально — речевые игры, пальчиковые игры. Каждое занятие кружка по логортмике
включает в себя упражнения на релаксацию под музыку, (помогающие детям снять напряжение, нервную нагрузку), чистоговорки, речевые или музыкальные игры, упражнения на развитие чувства ритма или внимания.

Цель: преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.
Задачи:
1.Развивать фонематическое восприятие и фонематические представления.
2.Развивать артикуляционный аппарат.
3.Развивать слуховое внимание и память.
4.Вырабатывать четкость координированных движений во взаимосвязи с речью.
5.Развивать мелодико — интонационные и просодические компоненты, творческую фантазию и воображение.
6.Укреплять костно — мышечный аппарат.
7.Развивать дыхание, моторные, сенсорные функции, воспитывать чувство равновесия, правильной осанки, походки, грации движения.
8.Развивать речь, чувства ритма, способность ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность.
9. Развивать коммуникативные способности.
Рабочая программа занятий «Логоритмика для малышей» составлена на основе исследований педагогов В. Н. Шацкой, М. И. Фомичевой, Г. А. Волковой, В. А. Гринер, а также на основе авторской программы по логоритмике М. Ю Картушиной с учетом межпредменых связей по областям:
1.Познание — наблюдения, беседы, игры.
2.Социализация — музыкально — дидактические, сюжетно — ролевые игры.
3.Художественная литература — произведения познавательной направленности (стихи, потешки, прибаутки, частушки, тексты песен).
4. Музыка — музыкальные произведения, песни, музыка для упражнений, игр в соответствии с тематикой занятия.
5. Физическая культура — подвижные игры, развлечения, досуги, упражнения для профилактики плоскостопия.
6.Коммуникация — овладение способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, разучиваются коммуникативные игры.
В основу рабочей программы заложен принцип комплексной коррекции психических процессов, развития органов голосового и речевого аппарата у детей. Процесс развития у дошкольников логоритмических движений построен на комплексе музыкально-двигательных, речедвигательных и музыкально-речевых игр и упражнений, в ходе которых и осуществляется коррекция речи.
Занятия по программе составлены с опорой на лексические темы. Многократное повторение изучаемого материала способствует выработке двигательных, слуховых, речевых и певческих навыков. Содержание занятий изменяется по мере поэтапного усложнения речевого материала.
Программа предполагает проведение логоритмических занятий фронтально один раз в неделю. Продолжительность занятия — 20−25 минут. Общее количество учебных занятий в год — 32. Каждое занятие проводится по единой лексической теме в игровой форме.

Структура занятия: подготовительная, основная и заключительная части.
• Подготовительная часть длится 3−7 минут. Используются вводные упражнения, которые дают установку на разнообразный темп движения с помощью музыки, упражнения, направленные на тренировку внимания, памяти, координации движений, регулировку мышечного тонуса.
• Основная часть занимает 10−15 минут, включает в себя слушание музыки для снятия эмоционального и мышечного напряжения, пение, игру на детских музыкальных инструментах, подвижные и малоподвижные игры, а также следующие виды упражнений:
• на развитие дыхания, голоса, артикуляции;
• на развитие внимания;
• регулирующие мышечный тонус;
• счётные упражнения;
• формирующие чувство музыкального размера;
• на развитие чувства темпа и ритма;
• на развитие координации движения;
• на координацию речи с движением;
• на координацию пения с движением;
• на развитие речевых и мимических движений.
• Заключительная часть занимает 2−7 минут. В неё входят упражнения на восстановление дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения, релаксационные упражнения.

Логоритмическое занятие включает в себя следующие элементы:
— артикуляционную (логопедическую) гимнастику;
— чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;
— пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики;
— упражнения под музыку на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;
— вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождением и без него;
— фонопедические упражнения по методу В. В. Емельянова для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания;
— песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти;
— музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами, развивающие чувство ритма;
— музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;
— коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмоциональности, позитивного самоощущения;
— упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.

Использование наглядного материала:
— иллюстрации и репродукции;
— дидактический материал;
— игровые атрибуты;
— музыкальные инструменты;
— аудио — видеоматериалы;
— игровые атрибуты, костюмы.

Смотреть все: